Экологическая ситуация в мире!
Законы
развития природы действуют объективно. Законы развития общества тоже
объективны, но они прокладывают себе дорогу, реализуются через
деятельность обладающих сознанием людей. Взаимодействуя с
природой, люди должны учитывать как законы развития природы, так и
законы общественного развития. То обстоятельство, что при этом
действуют люди, наделенные сознанием и преследующие свои собственные
цели, выдвигает особый вопрос, вопрос о том, как и в какой форме
осознается ими процесс взаимодействия природы и общества в
целом. От этого осознания и от сформированных человечеством в
связи с этим целей во многом будет зависеть будущее его
развитие, сама перспектива его существования. Формой такого
осознания является экологическое сознание.
Осознание
важности природы для человека и общества происходило, как мы знаем,
постепенно, на протяжений многих столетий. Но экологическое сознание
сложилось относительно недавно, лишь на протяжении нескольких последних
десятилетий. Его особенность заключается в том, что оно представляет
собой форму массового общественного сознания, отражающего
сложную, противоречивую и крайне опасную ситуацию, возникшую в
современном мире в результате нарушения
экологического равновесия,
загрязнения окружающей среды, опасности
исчерпания природных ресурсов и перспективы социальной деградации
человечества из-за разрушительных последствий
научно-технического прогресса. Возникнув первоначально как
форма протеста против этих последствий со стороны отдельных
групп ученых, инженеров, врачей, представителей художественной
интеллигенции, различных этнических групп и т. д.,
экологическое сознание в настоящее время овладело умами сотен
миллионов людей во всех странах мира. Под его воздействием все большее
распространение получает вывод, что восстановление экологического
баланса, сохранение и «реабилитация» природы
представляют собой общечеловеческий интерес и общечеловеческую
ценность. Однако данное обстоятельство не исключает того, что
в рамках экологического сознания велась и будет вестись острая
идеологическая борьба. Идеологи господствующих классов в
развитых капиталистических странах, признавая опасность экологической
катастрофы, стремятся возложить вину
за нее на народы
развивающихся стран и различные социальные группы, не
проявляющие якобы заинтересованности в сохранении естественной
окружающей среды. В отличие от них мелкобуржуазные критики капитализма
обвиняют во всех экологических бедах крупную индустрию, современную
технологию и научно-технический прогресс в целом, а вместе с
тем и монополистический капитал, корыстно
заинтересованный в осуществлении этого прогресса любой ценой,
вплоть до разрушения природы. На такой основе складывается и
развивается особое социально-философское направление, получившее
название антисциентизм и антитехницизм. Его лидеры склонны видеть
источник всех несчастий современного общества в развитии науки
и техники. Поскольку преувеличение роли
этих факторов автоматически ведет к
обесчеловечению производства и разрушению
природы, то противники науки
и техники выход из создавшегося положения
видят в отказе от их прогресса, в возврате к допромышленному,
традиционному производству, к так называемым
«альтернативным технологиям», под которыми
подразумеваются ремесленный труд, земледелие, основанное на применении
сохи или примитивного плуга, и т. д. Однако за этими романтическими
призывами возвратиться вспять скрыты определенные идеологические
установки. Усматривая источник всех несчастий человечества в
науке и технике, представители данного направления вольно или невольно
оставляют в тени главное обстоятельство. Оно состоит в том, что
разрушительные последствия развития современной науки и
техники зависят не от них, как таковых, а от способа их применения, от
социальной системы, в которой они функционируют.